0
3553
Газета Экономика Печатная версия

24.04.2024 20:11:00

Россия может победить в санкционной битве с Западом

Правительству РФ советуют восстановить стимулы для частных инвестиций

Тэги: экономика, структурная трансформация, стимулы, частные инвестиции, государство, бизнес, западные санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

Online-версия

экономика, структурная трансформация, стимулы, частные инвестиции, государство, бизнес, западные санкции Фото Reuters

При разумной экономической политике Россия может успешно развиваться даже в условиях санкционной изоляции, обнаружили российские ученые. Главное конкурентное преимущество – это «огромное пространство для роста» и неудовлетворенный спрос «практически во всех областях жизни», считают в Институте народнохозяйственного прогнозирования. Впрочем, сравнение с технологическим прогрессом Ирана или Северной Кореи показывает, что главная проблема России не в санкциях, а в модели, которая была ориентирована на вывоз сырья и капиталов.

Российская экономика в период до 2035 года может расти со среднегодовыми темпами, превышающими 3%, показывает анализ, проведенный Институтом народнохозяйственного прогнозирования (ИНП РАН).

Такая динамика позволяет не только поддержать конкурентоспособность отечественной экономики в мире, но и сформировать новый механизм ее воспроизводства, ориентированный на использование внутреннего рынка с постепенным расширением внешнеэкономического потенциала, утверждают ученые.

Главным конкурентным преимуществом России является огромное пространство для роста как в географическом, так и в экономическом смысле, утверждается в последнем докладе института «Россия 2035: к новому качеству национальной экономики». Неудовлетворенные потребности общества практически во всех областях жизни создают устойчивый импульс к развитию. Это выгодно отличает нашу страну от большинства развитых стран, считают экономисты.

И даже мрачные демографические перспективы нашей страны не являются препятствием из-за пространства для роста производительности труда. Ведь, например, в строительном секторе, для которого чиновники требуют постоянного завоза мигрантов, реальная производительность труда не растет, а снижается. И сегодня она почти в четыре раза ниже, чем, например, в Испании или в Австрии.

86-4-2x-650.jpg
Уровень производительности труда в строительстве в странах
ОЭСР в 2021 году (тыс. долл. на одного занятого по паритету
 покупательной способности).  Источник: Институт
народнохозяйственного прогнозирования РАН
Изменение структуры производства за счет повышения доли машиностроительных и нефтехимических производств и снижения доли сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли может ускорить рост производительности труда в нашей стране. Основной путь к росту производительности – это отказ от политики низких зарплат. «Именно низкая цена рабочей силы является одним из факторов, стимулирующих накопление скрытой безработицы (неполной и неэффективной занятости). Напротив, рост оплаты труда стимулирует предприятия более эффективно организовывать рабочий процесс, повышать фондовооруженность рабочих мест и производительность труда», – пишут экономисты.

В условиях санкций должно происходить естественное сближение позиций бизнеса и государства в отношении развития внутреннего рынка. Однако власти пока не смогли создать должную систему инвестиционных стимулов для бизнеса. Более того, мотивация бизнеса к инвестированию существенно подорвана, считают в ИНП РАН. «Инвестирование заработанного дохода – это вложения в будущее. Каким представляется это будущее, такова будет и мотивация к инвестициям. Если будущее оценивается не просто как неопределенное, а как однозначно проблемное, то инвестиционная активность сведется в лучшем случае к поддержанию достигнутых объемов производства», – объясняют экономисты. Но инвестиций на уровне простого воспроизводства явно недостаточно для макроструктурной трансформации российской экономики. Именно мотивационные (но не ресурсные) ограничения в перспективе станут критическими для ограничений экономического роста.

В связи с этим экономисты предлагают вернуть государству функции прямого инвестирования в реальный сектор экономики. «Реалистичной альтернативы этому шагу нет. В условиях инвестиционной апатии бизнеса (что является естественной реакцией на негативные ожидания) государственные инвестиции могут и должны стать структурообразующей основой макроэкономической трансформации. Они не должны замещать или тем более вытеснять частные капиталовложения. Они должны стать средством реализации стратегических структурных и технологических приоритетов», – предлагают ученые. Государственные инвестиции должны быть организованы в рамках «расширенного финансирования», под которым понимается выход за пределы текущих ограничений госбюджета.

Источником «технологического наполнения» инвестиций может стать импорт из дружественных стран, в том числе по межгосударственным соглашениям, в случаях, когда собственных ресурсов будет недостаточно.

При реализации политики структурной трансформации необходимо широкое использование механизмов перетока капитала от ресурсоизбыточных к ресурсодефицитным секторам экономики. На практике речь может идти о формировании вертикально-интегрированных структур (когда, например, нефтяные компании финансируют развитие машиностроительных производств). В такой ситуации в качестве инвесторов могут выступить инвестфонды, а не банки. В целом структурная трансформация может опираться на следующие источники инвестиций: бюджеты разных уровней, инвестиции крупных компаний, выпуск гособлигаций для предприятий, фонд прямых инвестиций, стимулирование приобретения акций отечественных предприятий физическими лицами, а также льготные кредиты.

Нынешнее санкционное давление на Россию не является чем-то уникальным, признают и в Центре исследований структурной политики ВШЭ. С 1950 по 2022 год в мире можно насчитать более 1300 примеров санкций, которые были введены со стороны около 150 стран против 170 государств. «Можно говорить, что санкции в мировой экономике вводили почти все страны и против всех», – отмечает руководитель центра Юрий Симачев.

При этом с течением времени уязвимость подсанкционных экономик к уже введенным санкциям снижается. Так, опыт Ирана показывает, что политика опоры на собственные силы совместно с активным поиском дружественных партнеров позволяет достичь отдельных успехов в технологическом развитии, считает Симачев. Вопреки распространенным представлениям внешние санкции не приводят к полному «закрытию» подсанкционных экономик. Напротив, государства под санкциями стремились к повышению открытости: либерализации отдельных секторов, улучшению условий для иностранных инвестиций, диверсификации внешних партнерств.

В качестве важнейших драйверов экономического развития подсанкционных экономик в ВШЭ предлагают умное и дружественное государственное управление, быстрое и технологическое импортозамещение, развитие инновационного предпринимательства, формирование новых национальных чемпионов.

При наличии у подсанкционной экономики крупного внешнеторгового партнера из числа дружественных стран негативные эффекты санкций смягчаются или вовсе нивелируются. «Так, санкции против Ирана и России привели к переориентации торговли с Европы на Азию, санкции против Северной Кореи углубили деловые отношения между северокорейскими и китайскими компаниями», – напоминает Юрий Симачев. По его словам, в среднесрочной и особенно долгосрочной перспективе принципиальным фактором устойчивого качественного развития будут выступать прямые иностранные инвестиции.


статьи по теме


Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
532
Россия на год продлила режим валютного контроля на фоне усиления санкций и сокращения грузоперевозок

Россия на год продлила режим валютного контроля на фоне усиления санкций и сокращения грузоперевозок

Михаил Сергеев

0
928
Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Ольга Соловьева

Правительство продлило на год меры валютного контроля

0
1887
Рекордный рост тарифов сохранен в новом плане до 2027 года

Рекордный рост тарифов сохранен в новом плане до 2027 года

Михаил Сергеев

Правительство РФ готовит увеличение предложения товаров и услуг

0
1606

Другие новости